МЕРЛО-ПОНТИ (MERLEAU-PONTY) Морис

МЕРЛО-ПОНТИ (MERLEAU-PONTY) Морис
(1908-1961) - франц. философ, крупнейший представитель феноменологии. Философские воззрения М.-П. сложились в результате осмысления им феноменологии Гуссерля, ее эволюции к идеям "жизненного мира" и дальнейшей экзистенциалистской интерпретации в учениях Хайдеггера и Сартра. Центральная проблема философских исканий М.-П. - обоснование уникального способа бытия человеческой субъективности и ее отношений с миром. В творчестве М.-П. выделяется три основных этапа. В основном сочинении первого периода - "ФЕ-НОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ" (1945) - М.-П., критикуя натуралистические и узкогносеологические трактовки сознания в философии и психологии и углубляя феноменологическую редукцию и интенциональный анализ Гуссерля, стремился описать изначальный, дорефлексивный способ связи человека с миром, который осуществляется в восприятии, выступая одновременно и как подлинное самовыражение человеческой субъективности, и как конституирование культурного мира смысла. Предпринимая онтологическую трактовку восприятия, М.-П. развивал теорию феноменального тела, его особого существования и экзистенциального "пространства", отличного от наличного бытия вещи и интеллигибельного сознания. С помощью идеи феноменального тела М.-П. пытался выделить тот пласт сознания, который ускользал от внимания предшествующей философии, ибо он является не логико-гносеологическим, а бытийным, онтологическим. Это сфера интенционально-действующей субъективности, представляющей собой совокупность уникальных образований, неразложимых целостностей, чувственно-смысловых ядер, которые не вызываются и не отменяются рациональным познанием и, следовательно, не зависят от него, но спонтанно и самопроизвольно распространяют собственные действия, которые определяют любые возможности - от простейших перцептивных и двигательных функций до высших чувств, межличностного общения, понимания, языка, мышления, свободы. Будучи непрерывным трансцендированием, т.е. движением выражения и смыслополагания, феноменальное тело является у М.-П. всеобщим способом обладания миром, оно одухотворяет мир, питает его изнутри, образуя с ним коррелятивное единство. Последнее означает, что только благодаря феноменальному телу и, его постоянному диалогу с миром мы воспринимаем и постигаем вещи, природу и поведение другого как культурные объекты. Открывая уникальную чувственно-смысловую целостность субъективности, благодаря которой человек вбирает и продуцирует многообразие отношений, но вместе с тем объявляя ее априорной и онтологически самодостаточной, М.-П. пришел в своей концепции к выводу, согласно которому неопределенность, двойственность, многозначность оказывается неустранимой, метафизической структурой человеческого существования, а собственный синтез и трансцендирование феноменального тела всегда остаются неясными.

Во второй период творчества, с конца 40-х до середины 50-х годов, М.-П. создал ряд работ, в которых пытался применить положения и выводы "Феноменологии восприятия" в самых различных областях: литературе, искусстве, языке, науке, политике. М.-П. считал феноменологию единственным способом философствования, благодаря которому можно преодолеть крайности субъективизма и объективизма и прийти к целостному пониманию природы, поведения человека, значений языка, произведений искусства, философских доктрин и исторических событий, ибо за всеми этими отношениями, по его мнению, стоит одна и та же структура - глубинное значащее ядро, или "собственное тело", которое, спонтанно обнаруживая себя, высвечивается в любой перспективе. Призывая заниматься "телом", а не "головой" или "ногами" истории, М.-П. отверг как спиритуализм, растворяющий историю в абсолютной идее, так и материализм, сводящий ее к чисто экономическому значению (материализм он отождествлял с экономическим детерминизмом). Утверждая, что история не есть нагромождение случайных событий и фактов, но представляет собой единство юридических, моральных, религиозных, экономических и других отношений, М.-П. отказывался субординировать значимость взаимодействующих сторон, настаивая на том, что само это единство многозначно и многосмысленно по своей фундаментальной структуре. В сочинениях "Гуманизм и террор" (1947) и "Приключения диалектики" (1955) М.-П. пытался дать анализ эпохи с позиций феноменологической концепции истории. Соглашаясь с марксизмом в том, что касается критики капитализма, М.-П. считал, что свобода человека попрана во всех современных системах. Революции, по М.-П., истинны как движения, но ложны как режимы, ибо революционный класс, становясь господствующим политически, утрачивает свою прогрессивность.

В конце 50-х годов начался третий период творчества М.-П., наметивший его переход от феноменологии к так называемой "новой онтологии". М.-П. пришел к выводу о невозможности рассматривать интенциональные отношения телесной субъективности и воспринимаемого мира как безосновные отношения, также к выводу о необходимости преодолеть "дурную двойственность", о которой он говорил в своих предыдущих сочинениях. Поставив в работе "Видимое и невидимое" (1964) вопрос о подлинном источнике и предельном основании самой возможности отношений субъективности и мира, М.-П. пытался найти его в особом роде бытия, "плоти", или "диком Бытии", для которого в классической философии не существовало даже понятия, но которое, с его точки зрения, позволяет окончательно преодолеть альтернативу субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, видимого и невидимого. Плоть, или "дикое", первоначальное бытие и есть, согласно М.-П., подлинная трансценденция, в движении которой одновременно возникают и преобразовываются и мир, и субъективность, порождается переплетение воспринимаемого и воспринимающего. Будучи открытым, динамичным, процессуальным, бытие, по М.-П., является источником всех смыслов, самой возможностью соизмеряемости и значительности каждой вещи и существующего индивида, поскольку они, в свою очередь, выступают как результат раскрытия бытия, поскольку они порождены, обогащены и соизмерены с ним. Основные сочинения третьего периода творчества М.-П. остались незавершенными. В "Прозе мира" (1969) М.-П. предпринял онтологический психоанализ литературы и языка, рассматривая их в качестве форм самораскрытия первоначального, "дикого Бытия". Философские идеи М.-П. продолжают оказывать существенное воздействие на представителей феноменологии, герменевтики, структурализма и новейших течений во Франции и за ее пределами.

В.Л. Кошелева

Око и дух. М., 1992; В защиту философии. М.,1996; Тело как выражение и речь // Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Труды высшей религиозно-философской школы. Вып.2. СПб.,1993; Феноменология языка // Логос. 1995, № 6; Философ и социология // Вопросы социологии. 1992, № 1; Phenomenologie de 1a perception. P., 1945; Humanisme et terreur. P., 1947; Sens et non-sens. P., 1948; Les aventures de la dialectique. P., 1955; Le visible et l&invisible. P., 1971.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МЕРЛО-ПОНТИ (MERLEAU-PONTY) Морис" в других словарях:

  • МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис — (1908 61) французский философ идеалист, представитель феноменологии, близкий к экзистенциализму. Бытие человека (его экзистенция) осуществляется, по Мерло Понти, в диалоге субъекта с миром …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мерло-Понти (Merleau-Ponty) Морис — (14.03.1908, Рошфор сюр Мер 3.05.1961, Париж) французский философ феноменолог. Биография. Философское образование получил в Высшей нормальной школе, где познакомился с Ж.П.Сартром и Ж.Ипполитом. Профессор Лионского университета. В 1952 г. сменил… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЕРЛО-ПОНТИ (MERLEAU-PONTY) Морис — (1908 61) фр. философ, представитель популярной в XX в. эк зистенциалистско феноменологической философии и эстетики. Содержанием сформировавшихся под влиянием идей Гуссерля, Хайдеггера и Сартра воззрений М. П. является отыскание априорно… …   Эстетика: Словарь

  • Мерло–Понти (Merleau–Ponty) — Мерло Понти (Merleau Ponty) Морис (14.03.1908 3.05.1961) французский философ феноменолог. Образование получил в Эколь Нормаль. Профессор Лионского университета. В 1952 г. сменил Бергсона в Коллеж де Франс. Выдвинул теорию досознательного… …   Психологический словарь

  • МЕРЛО-ПОНТИ — (Merleau Ponty) Морис (1908 1961) фр. философ феноменологическо экзистенциалистского направления. Филос. воззрения сложились гл.обр. под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Основные темы исследования: обоснование уникального отношения человека… …   Философская энциклопедия

  • Мерло-Понти Морис — (Merleau Ponty) (1908 1961), французский философ, представитель феноменологии, близкий к экзистенциализму. Основные труды: «Структура поведения» (1942), «Феноменология восприятия» (1945). * * * МЕРЛО ПОНТИ Морис МЕРЛО ПОНТИ (Merleau Ponty) Морис… …   Энциклопедический словарь

  • МЕРЛО-ПОНТИ —         (Merleau Ponty) Морис (1908 1961) франц. философ, крупнейший представитель феноменолог. концепции культуры, сложившейся в результате осмысления идеи “жизненного мира” Гуссерля и ее последующей экзистенциалистской интерпретации в учениях… …   Энциклопедия культурологии

  • Мерло-Понти Морис — Мерло Понти (Merleau Ponty) Морис (14.3.1908, Рошфор сюр Мер, ‒ 4.5.1961, Париж), французский философ идеалист, представитель феноменологии; в ряде мотивов близок экзистенциализму. Философское образование получил в Высшей нормальной школе, где… …   Большая советская энциклопедия

  • МЕРЛО-ПОНТИ — (Merleau Ponty) Морис (14.03.1908, Рошфор сюр Мер 04:05.1961, Париж) французский философ экзистенциально феноменологической ориентации, близкий к неомарксизму, один из основоположников феноменологического направления в социологии… …   Энциклопедия социологии

  • МЕРЛО-ПОНТИ — (Merleau Ponty) Морис (1908 1961) французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма. Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне. Испытал влияние идей гештальтпсихологии, Гуссерля, Хайдеггера,… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»